Друзья Иова

К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. Иов 6 глава

— Дорогие друзья, слава Господу за прекрасную возможность приветствовать каждого из вас из студии, конец времени, на программе Библия и только Библия. Мы продолжаем тему, лжехристы и лжепророки. С нами в студии, брат Потапов Юрий Александрович. Дорогой брат, на предыдущей встрече мы исследовали первые главы книги Иова. И меня особенно поразило коварство сатаны. Как он пред Богом обвиняет Иова, и в то же время перед Иовом обвиняет Бога в том, что якобы все несчастья, которые обрушились на Иова и его семью, идут от Бога. Чтобы Иов произнес что-то неразумные о Боге. Чтобы он похулил Бога.

— Поэтому Иов и служит образом. Не зря Иисус ссылается на книгу Иова словами: «Где труп, там и орлы». Иов окружён лжепророками со всех сторон и отбивает атаку сатаны. Его тело уподобилось трупу. Вот все, кто вокруг Иова, в символе представлены стервятниками, ожидающие смерти своей жертвы. Потому что орлы трупами не питаются. Это еще раз подчеркивает коварность сатаны. Его слова так завуалированы и смешанны с истиной, что человеку трудно определить, чей этот голос. Но Иов оставлен как образ. И мы видим, как он реагирует на все атаки сатаны.

— Действительно, раньше я как-то не обращала особого внимания на слова вестников. Но когда мы исследовали этот отрывок, это конечно обман великий. И далее мы видим, что и через жену Иова сатана действует. И она говорит Иову: «Похули Бога и умри». То есть, кто может так говорить? Чей дух говорит в этих посланниках или жене Иова?

— Очевидно, что не Божий дух, а тот, кто сказал Богу: «Разве даром Богобоязнен Иов». И задает вопрос перед всеми небожителями. Вот давай сделаем это. Он вовлекает в бедствие Иова, Бога. Но Бог в этом не участвует. И он говорит, вот давай сделаем это, благословит ли Он тебя. Но мы видим, что и в том, и в другом случае Иов выходит победителем из этой схватки. Он говорит: «Да будет имя Господне благословенно». Моисей, который пишет эту историю, как бы закладывает фундамент великой борьбы. Поэтому Иисус ссылается на книгу Иова, в которой описывается великая борьба между истиной и великим обманщиком. И далее мы читаем, что услышав о всех несчастьях Иова, к нему приходят три друга. И сегодня мы просим, чтобы Господь благословил нас. И мы постараемся увидеть вместе с нашими уважаемыми зрителями, кто же эти друзья. Кто они на самом деле.

Да, конечно, с одной стороны мы уже можем предположить, как будут развиваться события. Но с другой стороны, читая речи друзей Иова в отрыве от 1 и 2 главы, в их речах ничего крамольного якобы нет. Но, сатана никогда не будет открытым текстом хулить Бога. Он будет всегда вкрадываться и вносить в истину свои бесовские идеи, чтобы человек, таким образом, поставил под сомнение настоящую истину. И если внимательно сравнить все речи его друзей, Елифаза, Вилдада, Софара …. Этих речей восемь в книге Иова. Три речи Елифаза. Три речи Вилдада. И две речи Софара. То практически у них речи повторяются. Если внимательно сравнить все их слова. Просто они перемешаны между собой. Но идея одна и та же. Только слова повторяются. Но, тем не менее, первый цикл или первый круг речей Елифаза, Вилдада и Софара, они такие вкрадчивые. Они вроде бы и утешают, подбадривают Иова, но в то же время не забывают и сказать ему: «Посмотри на себя, ты беззаконник. Поэтому ты и находишься в этом ужасном состоянии».

— Знаешь, я тоже заметила, что именно в первых речах этих друзей, действительно, они очень так вкрадчиво говорят. То есть, еще очень трудно распознать, где ложь, а где правда.

— Да, вот после 12 главы, это особенная глава, свидетельствующая об Иисусе. То есть, говоря библейским языком, это переломная глава. Христоцентричная глава. Пророчества о Христе. Иов становится образом Иисуса, Который был светом миру, но презрен пред людьми. Мы поговорим немного об этом позже. Но, тем не менее, когда Иов сказал своим друзьям, кто они есть на самом деле, то последующей круг проповедей, уже никаких утешительных речей нет, а шквал обвинений. А третий круг, так это вообще прямое обвинение патриарха Иова, о котором Бог сказал, что этот человек Богобоязнен, справедлив, непорочный и удаляющиеся от зла. Но мы так это наперед как бы очертили перед нашими дорогими друзьями, чтобы показать, о чем вообще мы здесь сегодня будем говорить. И вообще, нам, как народу последнего времени, следует всегда помнить. Когда мы изучаем тот или иной священный текст, мы должны его видеть в книге, какова картина есть целиком. Какая картина. Только потом детализировать.

Поэтому мы вначале посмотрели общий фон, на котором будет рисоваться картина. А теперь будем вникать в некоторые детали, которые как бы отчертят краски этой картины и покажут нам, кто есть кто. Более того, мы, как народ, должны всегда помнить и знать, что если Бог что-то говорит, то Он берет на Себя ответственность объяснить. Нельзя в начале книги дать ответ, кто есть кто. Поэтому в последней главе книги Иова, Бог Сам скажет, кто и какую роль сыграл в этой книге. Вначале Бог заложил фундамент об Иове, кто он такой. А в 42 главе Он подтвердит. И Иов становится ходатаем за тех, кто его обвинял. Опять это указывает на Христа. Он становится ходатаем за тех, кто Его проклинал и распинал. Но это последующие темы. Давай откроем конец 2 главы, где появляются три друга Иова. Они услышали о страданиях Иова и приходят к Иову. Вся 3 глава, как мы сказали кратко, это стоны Иова. Давай посмотрим, что происходит дальше, когда обращается к Иову Елифаз Феманитянин.

Елифаз Феманитянин, это родственник Иова. Потому, что они из одной земли. Иов живет в земле Уц. Она находится на территории Феман. Это гора Сеир. То есть, они в худшем случае земляки. Но по древним восточным обычаям, они имеют корни из одной родословной. Он приходит и обращается к Иову. Давай для начала прочитаем 2 текст 4 главы книги Иова. «Если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? Впрочем, кто может возбранить слову! (Иов 4:2)». Я понимаю, что современному читателю трудно сразу определить о каком слове идет речь. Но если вдуматься как бы в эти слова, мы видим, что Елифаз Феманитянин говорит: «А впрочем кто может возбранить этому слову». То есть, Елифаз говорит о каком-то особенном, авторитетном слове. В еврейском языке здесь стоит слово «добар». Чаще всего оно применяется к слову, которое говорит Бог. Иногда это слово применяется к людям. Но оно очень веское, это слово. То есть, он претендует на роль пророка. Слово от Бога. Он говорит: «У меня есть слово от Бога. Тебе не трудно будет. Но впрочем это слово Божье. Ты разве можешь ему возбранить».

И об этом он уже скажет, что это было слово от Бога в 12 тексте, давай прочитаем. Как бы скажет о природе этого слова. «И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. (Иов 4:12)». Опять же, использовано еврейское слово «добар» — слово. Оно принеслось тайно. И его ухо приняло нечто от него. Вот это слово использовано, как личность. Нечто от него. И дальше он описывает видение сомнительного происхождения. Другими словами Елифаз придя к Иову семь дней сидит. Такой был обычай на ближнем востоке. Входя в дом печали, он обязан молчать. А иначе могут быть проблемы, вплоть до побивания камнями. Поэтому с этим люди не шутили, приходя в дом плача. Молчат. Семь дней проходит, молчать не может, начинает говорить. Но прикрывается, словом Божьим. А приходит утешать. И говорит: «кто может возбранить этому слову». Елифаза мало волнует, тяжело Иову или не тяжело. Говорит: «впрочем, кто может возбранить». И дальше с 13 текста мы прочитаем, по 16 включительно, видение, которое видит Елифаз Феманитянин.

«Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос… (Иов 4:13-16)». Возникает вопрос. Зачем Елифаз Феманитянин рассказывает Иову об этом видении. Что бы прикрыться авторитетом, что это слово он получил в ведение. Но это видение, если сравнивать с пророками Библии, которые переживали видения, подобного видения не переживал не один библейский пророк. Я не буду углубляться. Но мне всегда волновал только 17 и 18 текст, где Елифаз сразу перечеркивает Божественную природу этого видения. Давай прочитаем. «Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки… (Иов 4:17,18)». Как тебе эти слова. Это явно не Божии слова. И я, говорит, слышу голос, из этого видения, что Он слугам своим не доверяет и в ангелах усматривает недостатки. Слово, недостаток, показывает, что Бог совершил всё несовершенно и весьма нехорошо.

Вот видишь, как мы можем толковать Библию Библией. Библия объясняет сама себя. Конечно, в его высказываниях есть очень много позитивных мест. Правильных истин о Боге. Что Он всемогущ. Но об этом знают все люди. Кто сегодня не знает о том, что Бог всемогущ. Что Он наказывает нечестивых. Что Он посылает бедствия. Кто об этом не знать. Поэтому практически друзья Иова говорят простые вещи, которые известны о Боге всему миру. И посмотри, как он начинает рассказывать Иову, что он думает об Иове. Это же не трудно увидеть, если внимательно вникать в слова Елифаза Феманитянина. Давай прочитаем отрывок. «Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. (Иов 5:2-5)».

Зачем Елифаз Феманитянин, который пришел утешать Иова, говорит Иову эти слова. Иов пережил такое бедствие? И дальше он говорит в 17 и 18 тексте. Это он уже лжесвидетельствует о Боге. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. (Иов 5:17,18)». Бог поражал Иова? А Бог наказывал Иова? Вроде бы слова правильные о Боге, правда. Но, тем не менее, смотри что стоит за этими словами. Он говорит эти слова Иову, который был якобы наказан и поражаем. Только кем? Елифаз претендует на пророка и обвиняет Бога в бедствиях Иова, якобы Бог наказал и Бог поразил. И призывает, если покаешься, то все пройдёт. Давай посмотрим, как реагирует на эти речи патриарх Иов. Нам интересна 6 глава 14 по 16 текст. «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. (Иов 6:14-16)».

К страждущему другу, должно быть сожаление от друга. Раз вы, говорит, друзья, что должно быть. Сострадание должно быть. Здесь же Иов говорит, что если только он не оставил страха к Вседержителю. Вот это слово, страх, оно является ключевым моментом. У них в понимании, что Бог их не видит и не слышит, что они говорят Иову и какие мысли у них на сердце. Раз вы, говорит Иов, пришли утешать, зачем же вы меня обвиняете. У вас, говорит, должно быть сострадание, а если нет, значит вы не боитесь Бога. Не уважаете Бога. Не почитаете Бога. И дальше он говорит, братья мои не верны. И вот это слово, не верны, в еврейском языке используется слово, лжецы. И интересный последующий текст: «Как быстрый поток, в котором скрывается снег». Замечаешь, как лексика намекает на глубину вот этого коварства, в которых скрывается снег, и которые черны ото льда. Но здесь еврейское сокращение используется «черны ото льда», который тает и остается грязь. Когда лёд, ничего не видно. Когда лёд растаял, остается грязь.

Ну, и если дальше читать в этом ключе, то мы видим, Иов продолжает в этом ключе разоблачать лицемерие своих друзей. Он говорит, если бы вы были друзья, вы вели бы себя по-другому. То есть, очевидно то, что Иов не признаёт то, что у них слово от Бога. Не признаёт. Дальше выступает Вилдад, когда Иов сказал возражение. В 6, 7 главе выступает Вилдад Савхеянин. Но слово Савхеянин, напоминает нам о том, что это человек пришел с дальней стороны. Оттуда была царица Савская, которая приехала к царю Соломону послушать мудрости Соломона. То есть, далеко. И посмотри, что он делает. Давай посмотрим. «Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду? Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их. Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей. (Иов 8:3-6)». Ну это очевидная ложь. Неужели Бог извращает суд. То есть, над тобой суд Божий.

Если ты считаешь, что ты чист и прав, то как это, говорит, могло произойти с тобой. Посмотри на себя, на своих сыновей. Они уничтожены за нечестие. И при этом говорит, вот если ты чист и прав, только в этом случае Бог умилосердиться над тобой. Если ты помолишься Ему. Но это же противоречит настоящей истине. Оказывается Бог принимает только святых, чистых и правых. Видишь, как вкрапляются в истину чудовищные слова сатаны: «если ты чист и прав». То есть он обвиняет. И дальше он усиливает эту мысль. Но при этом между этими словами вставлены позитивные вещи о Боге. Что Он всемогущий, что Он умилосердиться, что Он может совершить нечто. И давай смотреть с 11 по 13 текст. «Поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет… (Иов 8:11-13)».

Иов в 1 главе живёт в благоденствии, во время благодати. У него всё благоухает. Но при этом у него есть дети, и он молится за них, говоря, вдруг они похулили Бога. Он ходатайствует за своих детей. И вдруг неожиданно у него появляются проблемы. Такие проблемы, каких никто не переживал. Поэтому здесь он в этих образах так описывает, камыш цветёт, трава зеленеет, и вдруг неожиданно. То есть для Иова понятны эти слова. И в 20 тексте он как бы говорит Иову. Давай посмотрим, что он говорит Иову. «Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. (Иов 8:20)». Во-первых, Бог об Иове сказал, что он непорочен. Что это за лжесвидетельство такое. Как вот это нам всё сопоставить. Вроде бы они друзья. Друг разве может говорить другу такие слова. Значит, они только назывались друзьями, а на самом деле это далеко не так. В Библии слово друг, используется в близлежащем контексте.

Иисус и Иуду, который захотел предать его, называет другом. «Друг, что делаешь, делай скорей». Или же мессианский псалом. Давид говорит: «Я ходил с другом в дом Божий, разделял искренние беседы, а он стал моим врагом». Поэтому слово, друг, оно так скажем, русским языком, универсально. С одной стороны может описывать действительно дружбу между двумя людьми, а иногда друг, это противоположная личность, который как лев, жаждет добычи. Поэтому ничего удивительно, что три человека, Елифаз, Софар и Вилдад, это три друга. По плодам их узнаём их. Конечно, Иов реагирует на эти слова. Давай посмотрим в 9 главе в 24 тексте. Друзья Иова находятся в благоденствии и обвиняют Иова в нечестии. Потому, что у него, как бы, я повторяю, как бы проказа. Но у него не проказа. И у него всё разрушено. То есть, следы проклятия, якобы. А как Иов реагирует. «Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же? (Иов 9:24)».

Они благоденствуют на этой земле, а он говорит, земля отдана в руки нечестивых и лица судей Он закрывает. Вот вы меня судите, а вы не понимаете всей сути, кто за вами стоит. Когда он так сказал, появляется уже Софар Наамитянин. В 6 тексте давай посмотрим. «И открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. (Иов 11:6)». Он разве правду говорит о Боге здесь? Конечно нет. То есть, он и обвиняет Иова. Иов в 5 тексте говорит правильные слова, что он чист и прав. Об этом сказал Бог. С этим не надо спорить. Во-первых, нужно понимать, что здесь есть такой интересный момент в этой книге. В начале книги, страдалец Иов не верит в посредника, говоря: «нет между нами посредника». Иов также не верит в воскресение из мёртвых. Он говорит: «Что будет после смерти. Я бы хотел видеть, как нечестивые здесь отвечают за свои действия». А в конце книги Иов говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив и Он в последние дни восстановит распавшуюся плоть мою».

То есть, в начале страданий, Иов в это не верит и этого не знает. Но вот эти страдания обогатили его опыт и даровали ему надежду. То есть, Бог допускает в жизни верующего человека ситуации из которых он должен, выносить, если говорить словами пророка Иеремии. Если ты вынесешь из ничтожного урок, то будешь как Мои уста. Поэтому, ели Бог допускает в нашей жизни какую-то ситуацию, для того, чтобы мы что-то вынесли из той или иной ситуации доброе о Боге. Здесь конечно Иов говорит правильно. Он говорит: «Я чист. Я непорочен. Буду это отстаивать. Я не сомневаюсь в том, что я делаю правильно по истине». Но, тем не менее, Софар говорит: «Знаешь, если бы вот Бог стал тебе отвечать на эти слова, тебе вдвое нужно понести». Вот здесь проблема. Что можно пожелать человеку, как Иову, который находится в таком тягчайшем состоянии. Может ли друг пожелать своему другу, чтоб тот вдвойне понес наказание. Вместо утешения, он еще его упрекает и желает, чтобы Иов вдвое хуже понёс наказание.

И смотрим, как реагирует на всё это Иов. У нас есть 12 глава. Мы кратко о ней уже сделали вводную часть. Конечно, я понимаю, это поэзия ближнего востока. И здесь чуть-чуть нужно работать с текстом, сравнивая одно с другим, чтобы рисовалась картина. Но для начала мы прочитаем 12 глава 5 стих. Вот здесь уже начинается перелом в этой книги. Здесь уже Иов свидетельствует пророчески о нашем Господе. «Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами. (Иов 12:5)». Мы знаем, что о Миссии Исаия скажет: «Он презрен и умален пред людьми». Иисус назван светом миру. Потому что этот мир находится во тьме и спотыкается ногами. За это, мир находится в покое и презирает Миссию, Который желает поправить свет, чтобы мы не спотыкались. Достаточно вспомнить учение Господа. Что всё Писание свидетельствует о Мне. И если Бог Сам сказал об Иове такие слова, то конечно откровение об Иисусе будет скрываться за личностью Иова. Потому что Бог только об Иове сказал, кто он здесь такой есть.

Давай посмотрим 4 стих. Мы будем сравнивать. Я буду читать книгу Иова, а ты будешь читать книгу Псалтырь. Я прочитаю для начала 4 стих из 12 главы, а ты пока открой 108 псалом 25 стих. «Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный. (Иов 12:4)». Давай сравним эти слова с Псалмом. «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами. (Псалтирь 108:25)». Посмешищем Миссия становится для друзей. Приходят к народу Израиля, и становится посмешищем. В 5 тексте мы читали, что он будет презрен для тех, кому он пришел поправить их духовное состояние. И в 21 псалме в 7 тексте, давай посмотрим, о Миссии, что сказано. «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. (Псалтирь 21:7)». Что-то общее есть? Иов презрен и Миссия презрен. В 16 главе книги Иова 10 стих. «Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. (Иов 16:10)». Даже если, не открывая книги Псалтырь, мы вспоминаем слова, которые были сказаны об Иисусе. 21 псалом 14 текст. «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. (Псалтирь 21:14)».

Иов говорит, разинули на меня пасть свою, ругаясь, бьют меня по щекам. Иисуса били по щекам. Разинули пасть свою. То есть мы видим очевидные сходства в словах. Таким образом, Иов служит образом Миссии, Который понёс наши болезни. Иов несет на себе болезни. Не Бог его проклял. Сатана послал болезнь и обвиняет в этом Бога. Поэтому Иов установится образом о Христе. Или же 4 стихи, я прочитаю 16 главы, где Иов говорит своим друзьям: «И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею… (Иов 16:4). На Иисуса тоже кивали: «Других спасал, а Себя не может спасти». Об этом было сказано пророчески в 21 псалме в 8 тексте. Давай прочитаем. «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою… (Псалтирь 21:8)». Поэтому Иов в 5 тексте говорит: «Я свет для вас. Вы сидите спокойно в этом мире. Вас не затрагивают ни болезни, ни голод, ни насмешки. Вы сыты. Но я для вас свет, потому, что вы спотыкаетесь ногами».

— Дорогой брат, для меня это открытие, что Иов является прообразом Иисуса Христа.

— Все герои веры в той или иной степени, отражают истину о Миссии, об Иисусе Христе. Поэтому Иисус торжественно сказал: «Всё писание свидетельствует о Мне». И в 6 тексте Иов говорит, кто они есть на самом деле, его друзья. Давай прочитаем 12 глава 6 текст. «Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. (Иов 12:6)». О чем он нам говорит. Что они грабители. Опять же, они покойны. Вот тем, кто покоен, кого сатана не трогает в этом мире, к тем послан свет. Но они его презирают. В 5 тексте покойны, сидящие в шатрах. Им посылается свет. И в 6 тексте Иов продолжает мысль. Я к вам послан. Вы спокойны, вы грабители, вы идолопоклонники, вы спотыкаетесь ногами. Я, как свет, факел. Он от одного слова происходит «шахар», свет. Освещать, светильник. То есть, показывающий путь в темном месте. Если Иов факел, то Иисус назван светом, тоже освещающий темные места этой земли.

Все правильно написано в Библии. Поэтому картина начинает меняться в 12 главе. И вот когда Иов об этом сказал, второй цикл проповедей трех друзей Иова, они меняются тематически. Слова остаются одни и те же, но позитива в отношениях Ива, уже нет. Только одни обвинения. Поэтому я не думаю что мы должны сегодня читать их речи. Но, тем не менее, если человек захочет, он прочитает вторую речь Елифаза, вторую речь Вилдада и вторую речь Софара, то никакого позитива там нет. Одни обвинения. Поэтому вся эта картина обязывает нас вникнуть в слова, где труп там орлы. Вроде вначале они пришли утешать, а дальше уже хотят терзать, подобно стервятникам. Поэтому Иов им скажет: «Что вы терзаете душу мою. Все вы жалкие утешители». Нового ничего они не говорят. Вот во второй речи Елифаза Феманитянина мы уже находим слова, которые он говорил в первой речи, в 4 главе. Давай посмотрим хотя бы 15 стих из 15 главы. «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его… (Иов 15:15)».

То есть, эти слова мы читали в 17 и 18 тексте 4 главы. И все друзья Иова повторяют те же самые слова. Просто они перемешаны. Ничего нового. Но в отличие, если посмотреть, у Иова очень такие ёмкие глубокие речи. И как он открывает нам любящего и заботливого Бога, то у него никаких повторов нет. Вот здесь нужно увидеть этот контраст. Но в это надо вникать. Сразу это нельзя увидеть, читая как бы вскользь, так приблизительно на глазок, я так думаю. Нет, надо вникать в учение и в себя, и тогда обнаружится, что Иов не играет в повторялки, так скажем. Он всегда открывает нечто о Боге, чего еще не говорил до этого. Вот это важно. И давай посмотрим, как он делает оценку всем словам своих друзей. 21 глава. Он задает им вопрос. Как он реагирует на все их речи во втором цикле проповедей. Мы не вспоминаем уже Вилдада и Софара. Очевидно, там идет обвинение. Посмотри. Он испрашивает в 7 тексте. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами сильны. Дети их с ними пред лицом их, и внуки их пред глазами их. Дома их безопасны. И дальше объясняет.

Он задает им вопрос. Почему, вы спокойны. Вы посмотрите на меня. Мной сатана занялся вплотную. Но я для вас свет. Вы, почему спокойны? Раз вы, говорит, отстаиваете истину, почему вы в этом мире спокойны. Всё у вас благополучно. Дети ваши с вами. Скот, дома ваши с вами. Иов не просто так задает этот вопрос. И посмотри, что он говорит уже, как бы характеризует, почему они поклоняются Богу, в 15 тексте. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему. И что пользы прибегать к Нему. Эти слова веют бесовским духом, который сказал, разве даром богобоязнен Иов. Все друзья Иова склоняли Иова к Богохульству. Если ты чист и прав, Он умножит, Он умилосердится, наполнит дом твой добром. Понимаешь, чей дух в словах друзей Иова. И дальше Иов скажет. Он как бы сделает оценку. И в 16 тексте он говорит. Видишь, счастье их, не от их рук. И говорит кто его друзья. Совет нечестивых, будь далёк от меня. Иов распознаёт чей в них дух. Кто за ними стоит.

Да, они в благоденствии. Их шатры спокойны. Но Иов является для них светом. Взгляните на меня, говорит Иов, нету во мне неправды. Это слова Иова. Прямая речь. Вот когда Иов сказал это свидетельство, друзья Иова выходят из себя и открывают своё истинное лицо. Так скажем, они снимают маски. Давай смотреть третий цикл проповедей друзей Иова. Мы прочитаем 22 главу. Для начала с 1 по 3 стих. «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? (Иов 22:1-3)». Посмотри чей дух говорит в друзьях Иова. «Разве будет Богу удовольствие или какая польза Богу». Сатана говорит, разве даром Богобоязнен Иов. Ты чувствуешь вот этот дух. Он прописывается во всей книги Иова. Всегда нужно поклоняться Богу с какой-то целью, с какой-то пользой, по словам сатаны и по словам его посланников. Но Иов в отличие от них, который является факелом для спотыкающихся ногами, говорит: «Господь дал, Господь и взял».

Он не делает акцент на этом, что поклоняться Богу нужно с пользой. Это делает сатана. И дальше Елифаз срывается и прям начинает огульно обвинять Иова. Давай посмотрим с 5 по 10 стих. «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас… (Иов 22:5-10)». Неожиданный ужас. Вот это он справедливо подметил. Иов жил в благоденствии и вдруг неожиданно для него стали сыпаться бедствия, одно за другим. Но вот это, в 5 тексте, первое слово, «верно». Елифаз претендует, что он верный свидетель, «верно». Он свидетельствует. Он не говорит, может быть. Он говорит, верно. Что верно. «Верно, злоба твоя велика». Вот лжесвидетель, клеветник и обвинитель братьев наших. Давай посмотрим, как реагирует патриарх Иов.

26 глава. Нам интересен отрывок с 1 по 4 стих, где Иов практически задает такой судьбоносный вопрос своим друзьям. «И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? (Иов 26:1-4)». Иов говорит, «чей дух». Иов распознает духов. Иоанн, описывая признаки последнего времени, говорит в первом послании в четвертой главе своего послания: «Не всякому духу верьте». И Иов говорит: «Чей дух исходил из тебя». Если сегодня современный христианин не видит бесовской подоплеки в речах друзей Иова, то когда придет лжехристос с армией лжепророков и будут говорить о Боге ложь, как они распознают. Теперь понятно, почему Иисус отсылает свой народ в книгу Иова. Иисус желает нас научить, чтобы мы увидели эту сатанинскую подделку. Чтобы это для нас стало откровением. Чтобы мы понимали, что мы, подобно Иову, являемся светом этому миру. Мы будем обвиняемы в этом мире. Но мы должны отстаивать ту истину, которую дал нам Иисус.

При этом, оправдывая нас, хотя мы ничем не отличаемся от этого мира. Но мы верим, что Иисус взял наши грехи на себя. И если с нами в этом мире что-то случается, не нужно думать, что это Бог нас наказал. Бог этого не делал. Бог конечно наказывает кого любит. Но нужно разобраться. И в 30 главе в первом-втором тексте мы смотрим последние слова к своим друзьям Иов обращает. «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. (Иов 30:1,2)». Интересные слова говорит патриарх в отношений с кем он сравнивает своих друзей. Мы не будем углубляться в эти простые слова, но выражение, из 2 стиха, «над ними прошло уже время», заслуживает внимания. Я, говорит, факел, потому что вы спотыкаетесь ногами. Я светил вам сколько мог. Говорил вам о Боге все, что я знаю. Освещал эти вопросы со всех сторон. Но вы настаиваете на своём и думайте, что вы правы. Смотрите, что над вами прошло время. Время, которое уделил вам Бог, чтобы вы взирали на Божественный свет, который открыт в Иове.

И конечно здесь помещена возвышенная речь Иова. Она заслуживает особого внимания, вплоть по 31 главу. Здесь описывается характеристика патриарха. Если прочитать всю характеристику, то невозможно не увидеть характер любящего Иисуса, который поддерживал сирот, поддерживал вдов, был глазами слепому, был ушами глухому, заграждал уста нечестивым, спасал бедный народ из спасти львов. Практически Бог желает, чтобы мы увидели, каков должен быть народ последнего времени. И когда Иов отбил третью атаку сатаны. Первая была, три посланника. Вторая попытка, жена. И третья, самая коварная и завуалированная, три друга, Иов выходит победителем и прославляет Бога возвышенной речью, и появляется Елиуй.

— Дорогой брат, благодарю Господа за эту встречу. И надеемся, что и наши уважаемые зрители, друзья, также много приобрели от этой встречи. К сожалению, время передачи подошло концу, и если Господь позволит, то на следующей встрече мы вместе будем исследовать, кто же такой Елиуй.

— Да, наперед хотелось бы сказать, что речь этого человека отличается и от речей вестников, и от речей трех друзей Иова. Его речь похожа прям на голос Божий. Но, чтобы было понятно, нужно провести небольшое исследование, чтобы сделать вывод, кто говорит через Елиуя.

— Дорогие друзья, ваши вопросы и пожелания присылайте на электронную почту, конец времени mail.ru. Да благословит вас Господь, и до новой встречи, на программе Библия и только Библия.

Друзья Иова: 2 комментария

  1. — Дорогие друзья, слава Господу за прекрасную возможность приветствовать каждого из вас из студии, конец времени, на программе Библия и только Библия. Мы продолжаем тему, лжехристы и лжепророки. С нами в студии, брат Потапов Юрий Александрович. Дорогой брат, на предыдущей встрече мы исследовали первые главы книги Иова. И меня особенно поразило коварство сатаны. Как он пред Богом обвиняет Иова, и в то же время перед Иовом обвиняет Бога в том, что якобы все несчастья, которые обрушились на Иова и его семью, идут от Бога. Чтобы Иов произнес что-то неразумные о Боге. Чтобы он похулил Бога.

    — Поэтому Иов и служит образом. Не зря Иисус ссылается на книгу Иова словами: «Где труп, там и орлы». Иов окружён лжепророками со всех сторон и отбивает атаку сатаны. Его тело уподобилось трупу. Вот все, кто вокруг Иова, в символе представлены стервятниками, ожидающие смерти своей жертвы. Потому что орлы трупами не питаются. Это еще раз подчеркивает коварность сатаны. Его слова так завуалированы и смешанны с истиной, что человеку трудно определить, чей этот голос. Но Иов оставлен как образ. И мы видим, как он реагирует на все атаки сатаны.

    — Действительно, раньше я как-то не обращала особого внимания на слова вестников. Но когда мы исследовали этот отрывок, это конечно обман великий. И далее мы видим, что и через жену Иова сатана действует. И она говорит Иову: «Похули Бога и умри». То есть, кто может так говорить? Чей дух говорит в этих посланниках или жене Иова?

    — Очевидно, что не Божий дух, а тот, кто сказал Богу: «Разве даром Богобоязнен Иов». И задает вопрос перед всеми небожителями. Вот давай сделаем это. Он вовлекает в бедствие Иова, Бога. Но Бог в этом не участвует. И он говорит, вот давай сделаем это, благословит ли Он тебя. Но мы видим, что и в том, и в другом случае Иов выходит победителем из этой схватки. Он говорит: «Да будет имя Господне благословенно». Моисей, который пишет эту историю, как бы закладывает фундамент великой борьбы. Поэтому Иисус ссылается на книгу Иова, в которой описывается великая борьба между истиной и великим обманщиком. И далее мы читаем, что услышав о всех несчастьях Иова, к нему приходят три друга. И сегодня мы просим, чтобы Господь благословил нас. И мы постараемся увидеть вместе с нашими уважаемыми зрителями, кто же эти друзья. Кто они на самом деле.

    Да, конечно, с одной стороны мы уже можем предположить, как будут развиваться события. Но с другой стороны, читая речи друзей Иова в отрыве от 1 и 2 главы, в их речах ничего крамольного якобы нет. Но, сатана никогда не будет открытым текстом хулить Бога. Он будет всегда вкрадываться и вносить в истину свои бесовские идеи, чтобы человек, таким образом, поставил под сомнение настоящую истину. И если внимательно сравнить все речи его друзей, Елифаза, Вилдада, Софара …. Этих речей восемь в книге Иова. Три речи Елифаза. Три речи Вилдада. И две речи Софара. То практически у них речи повторяются. Если внимательно сравнить все их слова. Просто они перемешаны между собой. Но идея одна и та же. Только слова повторяются. Но, тем не менее, первый цикл или первый круг речей Елифаза, Вилдада и Софара, они такие вкрадчивые. Они вроде бы и утешают, подбадривают Иова, но в то же время не забывают и сказать ему: «Посмотри на себя, ты беззаконник. Поэтому ты и находишься в этом ужасном состоянии».

    — Знаешь, я тоже заметила, что именно в первых речах этих друзей, действительно, они очень так вкрадчиво говорят. То есть, еще очень трудно распознать, где ложь, а где правда.

    — Да, вот после 12 главы, это особенная глава, свидетельствующая об Иисусе. То есть, говоря библейским языком, это переломная глава. Христоцентричная глава. Пророчества о Христе. Иов становится образом Иисуса, Который был светом миру, но презрен пред людьми. Мы поговорим немного об этом позже. Но, тем не менее, когда Иов сказал своим друзьям, кто они есть на самом деле, то последующей круг проповедей, уже никаких утешительных речей нет, а шквал обвинений. А третий круг, так это вообще прямое обвинение патриарха Иова, о котором Бог сказал, что этот человек Богобоязнен, справедлив, непорочный и удаляющиеся от зла. Но мы так это наперед как бы очертили перед нашими дорогими друзьями, чтобы показать, о чем вообще мы здесь сегодня будем говорить. И вообще, нам, как народу последнего времени, следует всегда помнить. Когда мы изучаем тот или иной священный текст, мы должны его видеть в книге, какова картина есть целиком. Какая картина. Только потом детализировать.

    Поэтому мы вначале посмотрели общий фон, на котором будет рисоваться картина. А теперь будем вникать в некоторые детали, которые как бы отчертят краски этой картины и покажут нам, кто есть кто. Более того, мы, как народ, должны всегда помнить и знать, что если Бог что-то говорит, то Он берет на Себя ответственность объяснить. Нельзя в начале книги дать ответ, кто есть кто. Поэтому в последней главе книги Иова, Бог Сам скажет, кто и какую роль сыграл в этой книге. Вначале Бог заложил фундамент об Иове, кто он такой. А в 42 главе Он подтвердит. И Иов становится ходатаем за тех, кто его обвинял. Опять это указывает на Христа. Он становится ходатаем за тех, кто Его проклинал и распинал. Но это последующие темы. Давай откроем конец 2 главы, где появляются три друга Иова. Они услышали о страданиях Иова и приходят к Иову. Вся 3 глава, как мы сказали кратко, это стоны Иова. Давай посмотрим, что происходит дальше, когда обращается к Иову Елифаз Феманитянин.

    Елифаз Феманитянин, это родственник Иова. Потому, что они из одной земли. Иов живет в земле Уц. Она находится на территории Феман. Это гора Сеир. То есть, они в худшем случае земляки. Но по древним восточным обычаям, они имеют корни из одной родословной. Он приходит и обращается к Иову. Давай для начала прочитаем 2 текст 4 главы книги Иова. «Если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? Впрочем, кто может возбранить слову! (Иов 4:2)». Я понимаю, что современному читателю трудно сразу определить о каком слове идет речь. Но если вдуматься как бы в эти слова, мы видим, что Елифаз Феманитянин говорит: «А впрочем кто может возбранить этому слову». То есть, Елифаз говорит о каком-то особенном, авторитетном слове. В еврейском языке здесь стоит слово «добар». Чаще всего оно применяется к слову, которое говорит Бог. Иногда это слово применяется к людям. Но оно очень веское, это слово. То есть, он претендует на роль пророка. Слово от Бога. Он говорит: «У меня есть слово от Бога. Тебе не трудно будет. Но впрочем это слово Божье. Ты разве можешь ему возбранить».

    И об этом он уже скажет, что это было слово от Бога в 12 тексте, давай прочитаем. Как бы скажет о природе этого слова. «И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. (Иов 4:12)». Опять же, использовано еврейское слово «добар» — слово. Оно принеслось тайно. И его ухо приняло нечто от него. Вот это слово использовано, как личность. Нечто от него. И дальше он описывает видение сомнительного происхождения. Другими словами Елифаз придя к Иову семь дней сидит. Такой был обычай на ближнем востоке. Входя в дом печали, он обязан молчать. А иначе могут быть проблемы, вплоть до побивания камнями. Поэтому с этим люди не шутили, приходя в дом плача. Молчат. Семь дней проходит, молчать не может, начинает говорить. Но прикрывается, словом Божьим. А приходит утешать. И говорит: «кто может возбранить этому слову». Елифаза мало волнует, тяжело Иову или не тяжело. Говорит: «впрочем, кто может возбранить». И дальше с 13 текста мы прочитаем, по 16 включительно, видение, которое видит Елифаз Феманитянин.

    «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос… (Иов 4:13-16)». Возникает вопрос. Зачем Елифаз Феманитянин рассказывает Иову об этом видении. Что бы прикрыться авторитетом, что это слово он получил в ведение. Но это видение, если сравнивать с пророками Библии, которые переживали видения, подобного видения не переживал не один библейский пророк. Я не буду углубляться. Но мне всегда волновал только 17 и 18 текст, где Елифаз сразу перечеркивает Божественную природу этого видения. Давай прочитаем. «Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки… (Иов 4:17,18)». Как тебе эти слова. Это явно не Божии слова. И я, говорит, слышу голос, из этого видения, что Он слугам своим не доверяет и в ангелах усматривает недостатки. Слово, недостаток, показывает, что Бог совершил всё несовершенно и весьма нехорошо.

    Вот видишь, как мы можем толковать Библию Библией. Библия объясняет сама себя. Конечно, в его высказываниях есть очень много позитивных мест. Правильных истин о Боге. Что Он всемогущ. Но об этом знают все люди. Кто сегодня не знает о том, что Бог всемогущ. Что Он наказывает нечестивых. Что Он посылает бедствия. Кто об этом не знать. Поэтому практически друзья Иова говорят простые вещи, которые известны о Боге всему миру. И посмотри, как он начинает рассказывать Иову, что он думает об Иове. Это же не трудно увидеть, если внимательно вникать в слова Елифаза Феманитянина. Давай прочитаем отрывок. «Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. (Иов 5:2-5)».

    Зачем Елифаз Феманитянин, который пришел утешать Иова, говорит Иову эти слова. Иов пережил такое бедствие? И дальше он говорит в 17 и 18 тексте. Это он уже лжесвидетельствует о Боге. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. (Иов 5:17,18)». Бог поражал Иова? А Бог наказывал Иова? Вроде бы слова правильные о Боге, правда. Но, тем не менее, смотри что стоит за этими словами. Он говорит эти слова Иову, который был якобы наказан и поражаем. Только кем? Елифаз претендует на пророка и обвиняет Бога в бедствиях Иова, якобы Бог наказал и Бог поразил. И призывает, если покаешься, то все пройдёт. Давай посмотрим, как реагирует на эти речи патриарх Иов. Нам интересна 6 глава 14 по 16 текст. «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. (Иов 6:14-16)».

    К страждущему другу, должно быть сожаление от друга. Раз вы, говорит, друзья, что должно быть. Сострадание должно быть. Здесь же Иов говорит, что если только он не оставил страха к Вседержителю. Вот это слово, страх, оно является ключевым моментом. У них в понимании, что Бог их не видит и не слышит, что они говорят Иову и какие мысли у них на сердце. Раз вы, говорит Иов, пришли утешать, зачем же вы меня обвиняете. У вас, говорит, должно быть сострадание, а если нет, значит вы не боитесь Бога. Не уважаете Бога. Не почитаете Бога. И дальше он говорит, братья мои не верны. И вот это слово, не верны, в еврейском языке используется слово, лжецы. И интересный последующий текст: «Как быстрый поток, в котором скрывается снег». Замечаешь, как лексика намекает на глубину вот этого коварства, в которых скрывается снег, и которые черны ото льда. Но здесь еврейское сокращение используется «черны ото льда», который тает и остается грязь. Когда лёд, ничего не видно. Когда лёд растаял, остается грязь.

    Ну, и если дальше читать в этом ключе, то мы видим, Иов продолжает в этом ключе разоблачать лицемерие своих друзей. Он говорит, если бы вы были друзья, вы вели бы себя по-другому. То есть, очевидно то, что Иов не признаёт то, что у них слово от Бога. Не признаёт. Дальше выступает Вилдад, когда Иов сказал возражение. В 6, 7 главе выступает Вилдад Савхеянин. Но слово Савхеянин, напоминает нам о том, что это человек пришел с дальней стороны. Оттуда была царица Савская, которая приехала к царю Соломону послушать мудрости Соломона. То есть, далеко. И посмотри, что он делает. Давай посмотрим. «Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду? Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их. Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей. (Иов 8:3-6)». Ну это очевидная ложь. Неужели Бог извращает суд. То есть, над тобой суд Божий.

    Если ты считаешь, что ты чист и прав, то как это, говорит, могло произойти с тобой. Посмотри на себя, на своих сыновей. Они уничтожены за нечестие. И при этом говорит, вот если ты чист и прав, только в этом случае Бог умилосердиться над тобой. Если ты помолишься Ему. Но это же противоречит настоящей истине. Оказывается Бог принимает только святых, чистых и правых. Видишь, как вкрапляются в истину чудовищные слова сатаны: «если ты чист и прав». То есть он обвиняет. И дальше он усиливает эту мысль. Но при этом между этими словами вставлены позитивные вещи о Боге. Что Он всемогущий, что Он умилосердиться, что Он может совершить нечто. И давай смотреть с 11 по 13 текст. «Поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет… (Иов 8:11-13)».

    Иов в 1 главе живёт в благоденствии, во время благодати. У него всё благоухает. Но при этом у него есть дети, и он молится за них, говоря, вдруг они похулили Бога. Он ходатайствует за своих детей. И вдруг неожиданно у него появляются проблемы. Такие проблемы, каких никто не переживал. Поэтому здесь он в этих образах так описывает, камыш цветёт, трава зеленеет, и вдруг неожиданно. То есть для Иова понятны эти слова. И в 20 тексте он как бы говорит Иову. Давай посмотрим, что он говорит Иову. «Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. (Иов 8:20)». Во-первых, Бог об Иове сказал, что он непорочен. Что это за лжесвидетельство такое. Как вот это нам всё сопоставить. Вроде бы они друзья. Друг разве может говорить другу такие слова. Значит, они только назывались друзьями, а на самом деле это далеко не так. В Библии слово друг, используется в близлежащем контексте.

    Иисус и Иуду, который захотел предать его, называет другом. «Друг, что делаешь, делай скорей». Или же мессианский псалом. Давид говорит: «Я ходил с другом в дом Божий, разделял искренние беседы, а он стал моим врагом». Поэтому слово, друг, оно так скажем, русским языком, универсально. С одной стороны может описывать действительно дружбу между двумя людьми, а иногда друг, это противоположная личность, который как лев, жаждет добычи. Поэтому ничего удивительно, что три человека, Елифаз, Софар и Вилдад, это три друга. По плодам их узнаём их. Конечно, Иов реагирует на эти слова. Давай посмотрим в 9 главе в 24 тексте. Друзья Иова находятся в благоденствии и обвиняют Иова в нечестии. Потому, что у него, как бы, я повторяю, как бы проказа. Но у него не проказа. И у него всё разрушено. То есть, следы проклятия, якобы. А как Иов реагирует. «Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же? (Иов 9:24)».

    Они благоденствуют на этой земле, а он говорит, земля отдана в руки нечестивых и лица судей Он закрывает. Вот вы меня судите, а вы не понимаете всей сути, кто за вами стоит. Когда он так сказал, появляется уже Софар Наамитянин. В 6 тексте давай посмотрим. «И открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. (Иов 11:6)». Он разве правду говорит о Боге здесь? Конечно нет. То есть, он и обвиняет Иова. Иов в 5 тексте говорит правильные слова, что он чист и прав. Об этом сказал Бог. С этим не надо спорить. Во-первых, нужно понимать, что здесь есть такой интересный момент в этой книге. В начале книги, страдалец Иов не верит в посредника, говоря: «нет между нами посредника». Иов также не верит в воскресение из мёртвых. Он говорит: «Что будет после смерти. Я бы хотел видеть, как нечестивые здесь отвечают за свои действия». А в конце книги Иов говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив и Он в последние дни восстановит распавшуюся плоть мою».

    1. То есть, в начале страданий, Иов в это не верит и этого не знает. Но вот эти страдания обогатили его опыт и даровали ему надежду. То есть, Бог допускает в жизни верующего человека ситуации из которых он должен, выносить, если говорить словами пророка Иеремии. Если ты вынесешь из ничтожного урок, то будешь как Мои уста. Поэтому, ели Бог допускает в нашей жизни какую-то ситуацию, для того, чтобы мы что-то вынесли из той или иной ситуации доброе о Боге. Здесь конечно Иов говорит правильно. Он говорит: «Я чист. Я непорочен. Буду это отстаивать. Я не сомневаюсь в том, что я делаю правильно по истине». Но, тем не менее, Софар говорит: «Знаешь, если бы вот Бог стал тебе отвечать на эти слова, тебе вдвое нужно понести». Вот здесь проблема. Что можно пожелать человеку, как Иову, который находится в таком тягчайшем состоянии. Может ли друг пожелать своему другу, чтоб тот вдвойне понес наказание. Вместо утешения, он еще его упрекает и желает, чтобы Иов вдвое хуже понёс наказание.

      И смотрим, как реагирует на всё это Иов. У нас есть 12 глава. Мы кратко о ней уже сделали вводную часть. Конечно, я понимаю, это поэзия ближнего востока. И здесь чуть-чуть нужно работать с текстом, сравнивая одно с другим, чтобы рисовалась картина. Но для начала мы прочитаем 12 глава 5 стих. Вот здесь уже начинается перелом в этой книги. Здесь уже Иов свидетельствует пророчески о нашем Господе. «Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами. (Иов 12:5)». Мы знаем, что о Миссии Исаия скажет: «Он презрен и умален пред людьми». Иисус назван светом миру. Потому что этот мир находится во тьме и спотыкается ногами. За это, мир находится в покое и презирает Миссию, Который желает поправить свет, чтобы мы не спотыкались. Достаточно вспомнить учение Господа. Что всё Писание свидетельствует о Мне. И если Бог Сам сказал об Иове такие слова, то конечно откровение об Иисусе будет скрываться за личностью Иова. Потому что Бог только об Иове сказал, кто он здесь такой есть.

      Давай посмотрим 4 стих. Мы будем сравнивать. Я буду читать книгу Иова, а ты будешь читать книгу Псалтырь. Я прочитаю для начала 4 стих из 12 главы, а ты пока открой 108 псалом 25 стих. «Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный. (Иов 12:4)». Давай сравним эти слова с Псалмом. «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами. (Псалтирь 108:25)». Посмешищем Миссия становится для друзей. Приходят к народу Израиля, и становится посмешищем. В 5 тексте мы читали, что он будет презрен для тех, кому он пришел поправить их духовное состояние. И в 21 псалме в 7 тексте, давай посмотрим, о Миссии, что сказано. «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. (Псалтирь 21:7)». Что-то общее есть? Иов презрен и Миссия презрен. В 16 главе книги Иова 10 стих. «Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. (Иов 16:10)». Даже если, не открывая книги Псалтырь, мы вспоминаем слова, которые были сказаны об Иисусе. 21 псалом 14 текст. «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. (Псалтирь 21:14)».

      Иов говорит, разинули на меня пасть свою, ругаясь, бьют меня по щекам. Иисуса били по щекам. Разинули пасть свою. То есть мы видим очевидные сходства в словах. Таким образом, Иов служит образом Миссии, Который понёс наши болезни. Иов несет на себе болезни. Не Бог его проклял. Сатана послал болезнь и обвиняет в этом Бога. Поэтому Иов установится образом о Христе. Или же 4 стихи, я прочитаю 16 главы, где Иов говорит своим друзьям: «И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею… (Иов 16:4). На Иисуса тоже кивали: «Других спасал, а Себя не может спасти». Об этом было сказано пророчески в 21 псалме в 8 тексте. Давай прочитаем. «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою… (Псалтирь 21:8)». Поэтому Иов в 5 тексте говорит: «Я свет для вас. Вы сидите спокойно в этом мире. Вас не затрагивают ни болезни, ни голод, ни насмешки. Вы сыты. Но я для вас свет, потому, что вы спотыкаетесь ногами».

      — Дорогой брат, для меня это открытие, что Иов является прообразом Иисуса Христа.

      — Все герои веры в той или иной степени, отражают истину о Миссии, об Иисусе Христе. Поэтому Иисус торжественно сказал: «Всё писание свидетельствует о Мне». И в 6 тексте Иов говорит, кто они есть на самом деле, его друзья. Давай прочитаем 12 глава 6 текст. «Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. (Иов 12:6)». О чем он нам говорит. Что они грабители. Опять же, они покойны. Вот тем, кто покоен, кого сатана не трогает в этом мире, к тем послан свет. Но они его презирают. В 5 тексте покойны, сидящие в шатрах. Им посылается свет. И в 6 тексте Иов продолжает мысль. Я к вам послан. Вы спокойны, вы грабители, вы идолопоклонники, вы спотыкаетесь ногами. Я, как свет, факел. Он от одного слова происходит «шахар», свет. Освещать, светильник. То есть, показывающий путь в темном месте. Если Иов факел, то Иисус назван светом, тоже освещающий темные места этой земли.

      Все правильно написано в Библии. Поэтому картина начинает меняться в 12 главе. И вот когда Иов об этом сказал, второй цикл проповедей трех друзей Иова, они меняются тематически. Слова остаются одни и те же, но позитива в отношениях Ива, уже нет. Только одни обвинения. Поэтому я не думаю что мы должны сегодня читать их речи. Но, тем не менее, если человек захочет, он прочитает вторую речь Елифаза, вторую речь Вилдада и вторую речь Софара, то никакого позитива там нет. Одни обвинения. Поэтому вся эта картина обязывает нас вникнуть в слова, где труп там орлы. Вроде вначале они пришли утешать, а дальше уже хотят терзать, подобно стервятникам. Поэтому Иов им скажет: «Что вы терзаете душу мою. Все вы жалкие утешители». Нового ничего они не говорят. Вот во второй речи Елифаза Феманитянина мы уже находим слова, которые он говорил в первой речи, в 4 главе. Давай посмотрим хотя бы 15 стих из 15 главы. «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его… (Иов 15:15)».

      То есть, эти слова мы читали в 17 и 18 тексте 4 главы. И все друзья Иова повторяют те же самые слова. Просто они перемешаны. Ничего нового. Но в отличие, если посмотреть, у Иова очень такие ёмкие глубокие речи. И как он открывает нам любящего и заботливого Бога, то у него никаких повторов нет. Вот здесь нужно увидеть этот контраст. Но в это надо вникать. Сразу это нельзя увидеть, читая как бы вскользь, так приблизительно на глазок, я так думаю. Нет, надо вникать в учение и в себя, и тогда обнаружится, что Иов не играет в повторялки, так скажем. Он всегда открывает нечто о Боге, чего еще не говорил до этого. Вот это важно. И давай посмотрим, как он делает оценку всем словам своих друзей. 21 глава. Он задает им вопрос. Как он реагирует на все их речи во втором цикле проповедей. Мы не вспоминаем уже Вилдада и Софара. Очевидно, там идет обвинение. Посмотри. Он испрашивает в 7 тексте. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами сильны. Дети их с ними пред лицом их, и внуки их пред глазами их. Дома их безопасны. И дальше объясняет.

      Он задает им вопрос. Почему, вы спокойны. Вы посмотрите на меня. Мной сатана занялся вплотную. Но я для вас свет. Вы, почему спокойны? Раз вы, говорит, отстаиваете истину, почему вы в этом мире спокойны. Всё у вас благополучно. Дети ваши с вами. Скот, дома ваши с вами. Иов не просто так задает этот вопрос. И посмотри, что он говорит уже, как бы характеризует, почему они поклоняются Богу, в 15 тексте. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему. И что пользы прибегать к Нему. Эти слова веют бесовским духом, который сказал, разве даром богобоязнен Иов. Все друзья Иова склоняли Иова к Богохульству. Если ты чист и прав, Он умножит, Он умилосердится, наполнит дом твой добром. Понимаешь, чей дух в словах друзей Иова. И дальше Иов скажет. Он как бы сделает оценку. И в 16 тексте он говорит. Видишь, счастье их, не от их рук. И говорит кто его друзья. Совет нечестивых, будь далёк от меня. Иов распознаёт чей в них дух. Кто за ними стоит.

      Да, они в благоденствии. Их шатры спокойны. Но Иов является для них светом. Взгляните на меня, говорит Иов, нету во мне неправды. Это слова Иова. Прямая речь. Вот когда Иов сказал это свидетельство, друзья Иова выходят из себя и открывают своё истинное лицо. Так скажем, они снимают маски. Давай смотреть третий цикл проповедей друзей Иова. Мы прочитаем 22 главу. Для начала с 1 по 3 стих. «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? (Иов 22:1-3)». Посмотри чей дух говорит в друзьях Иова. «Разве будет Богу удовольствие или какая польза Богу». Сатана говорит, разве даром Богобоязнен Иов. Ты чувствуешь вот этот дух. Он прописывается во всей книги Иова. Всегда нужно поклоняться Богу с какой-то целью, с какой-то пользой, по словам сатаны и по словам его посланников. Но Иов в отличие от них, который является факелом для спотыкающихся ногами, говорит: «Господь дал, Господь и взял».

      Он не делает акцент на этом, что поклоняться Богу нужно с пользой. Это делает сатана. И дальше Елифаз срывается и прям начинает огульно обвинять Иова. Давай посмотрим с 5 по 10 стих. «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас… (Иов 22:5-10)». Неожиданный ужас. Вот это он справедливо подметил. Иов жил в благоденствии и вдруг неожиданно для него стали сыпаться бедствия, одно за другим. Но вот это, в 5 тексте, первое слово, «верно». Елифаз претендует, что он верный свидетель, «верно». Он свидетельствует. Он не говорит, может быть. Он говорит, верно. Что верно. «Верно, злоба твоя велика». Вот лжесвидетель, клеветник и обвинитель братьев наших. Давай посмотрим, как реагирует патриарх Иов.

      26 глава. Нам интересен отрывок с 1 по 4 стих, где Иов практически задает такой судьбоносный вопрос своим друзьям. «И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? (Иов 26:1-4)». Иов говорит, «чей дух». Иов распознает духов. Иоанн, описывая признаки последнего времени, говорит в первом послании в четвертой главе своего послания: «Не всякому духу верьте». И Иов говорит: «Чей дух исходил из тебя». Если сегодня современный христианин не видит бесовской подоплеки в речах друзей Иова, то когда придет лжехристос с армией лжепророков и будут говорить о Боге ложь, как они распознают. Теперь понятно, почему Иисус отсылает свой народ в книгу Иова. Иисус желает нас научить, чтобы мы увидели эту сатанинскую подделку. Чтобы это для нас стало откровением. Чтобы мы понимали, что мы, подобно Иову, являемся светом этому миру. Мы будем обвиняемы в этом мире. Но мы должны отстаивать ту истину, которую дал нам Иисус.

      При этом, оправдывая нас, хотя мы ничем не отличаемся от этого мира. Но мы верим, что Иисус взял наши грехи на себя. И если с нами в этом мире что-то случается, не нужно думать, что это Бог нас наказал. Бог этого не делал. Бог конечно наказывает кого любит. Но нужно разобраться. И в 30 главе в первом-втором тексте мы смотрим последние слова к своим друзьям Иов обращает. «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. (Иов 30:1,2)». Интересные слова говорит патриарх в отношений с кем он сравнивает своих друзей. Мы не будем углубляться в эти простые слова, но выражение, из 2 стиха, «над ними прошло уже время», заслуживает внимания. Я, говорит, факел, потому что вы спотыкаетесь ногами. Я светил вам сколько мог. Говорил вам о Боге все, что я знаю. Освещал эти вопросы со всех сторон. Но вы настаиваете на своём и думайте, что вы правы. Смотрите, что над вами прошло время. Время, которое уделил вам Бог, чтобы вы взирали на Божественный свет, который открыт в Иове.

      И конечно здесь помещена возвышенная речь Иова. Она заслуживает особого внимания, вплоть по 31 главу. Здесь описывается характеристика патриарха. Если прочитать всю характеристику, то невозможно не увидеть характер любящего Иисуса, который поддерживал сирот, поддерживал вдов, был глазами слепому, был ушами глухому, заграждал уста нечестивым, спасал бедный народ из спасти львов. Практически Бог желает, чтобы мы увидели, каков должен быть народ последнего времени. И когда Иов отбил третью атаку сатаны. Первая была, три посланника. Вторая попытка, жена. И третья, самая коварная и завуалированная, три друга, Иов выходит победителем и прославляет Бога возвышенной речью, и появляется Елиуй.

      — Дорогой брат, благодарю Господа за эту встречу. И надеемся, что и наши уважаемые зрители, друзья, также много приобрели от этой встречи. К сожалению, время передачи подошло концу, и если Господь позволит, то на следующей встрече мы вместе будем исследовать, кто же такой Елиуй.

      — Да, наперед хотелось бы сказать, что речь этого человека отличается и от речей вестников, и от речей трех друзей Иова. Его речь похожа прям на голос Божий. Но, чтобы было понятно, нужно провести небольшое исследование, чтобы сделать вывод, кто говорит через Елиуя.

      — Дорогие друзья, ваши вопросы и пожелания присылайте на электронную почту, конец времени mail.ru. Да благословит вас Господь, и до новой встречи, на программе Библия и только Библия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *