Иерусалим, окружённый войсками, как мерзость запустения


Сегодня мы исследуем в контексте всей Библии слова Иисуса Христа об окружении и разрушение Иерусалима и иерусалимского храма и как это связано с мерзостью запустения. «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» (Луки 21:20)

Сегодня мы имеем возможность получить библейский ответ на двадцать четвёртую главу Евангелие от Матфея. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет (Матфея 24:15)». По этому тексту мы имеем множество разных мнений. Но хотелось бы узнать четкий библейский ответ, что означают слова Господа Иисуса Христа, Который говорил о мерзости запустения, когда Иерусалим будет окружён войсками? Возле этого выражения существует масса мнений. Но в начале, прежде чем мы ответим на этот вопрос, хотелось бы обратить ваше внимание на слова, что это не просто мерзость запустения, а мерзость реченная через пророка Даниила. Для нас это очень важно. Потому что в иудейском понимании мерзость запустения это очень широкий аспект. Идолопоклонство в Библии названо мерзостью. Гордые глаза это тоже мерзость.

Прелюбодейство также мерзость. Кто ест свиное мясо, это мерзость. Если взять библейское выражение мерзость запустения, то практически это очень широкий спектр. Но здесь нам Господь помогает понять, о какой мерзости говорит Он, реченную через пророка Даниила? Чтобы понять, о чем сказал Господь Иисус Христос, описывая признаки последнего времени, давайте посмотрим, как евангелист Лука описывает последнее время. Если внимательно прочитать 21 главу не торопясь, мы находим, что она очень созвучна с 24 главой Евангелия от Матфея. В Евангелие от Матфея Иисус отвечает ученикам на вопрос, когда будет конец и какие признаки Его пришествия. При этом Он говорит, что не останется камня на камне от Иерусалима и от иерусалимского храма. Точно такие же слова свидетельствует Лука.

«И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено (Луки 21:5,6)». То есть, если сравнивать повествования Матфея и Луки, мы находим общую библейскую связь. У Матфея мы находим непонятные для нашего мышления выражения. Мы не можем определить, что такое мерзость запустения, когда Иерусалим будет окружён войсками, игнорируя книгу Даниила. Мы можем найти множество подтверждений своих идей. Это прелюбодейство, богохульство, идолопоклонство и так дальше. Но о чем сказал пророк Даниил? Практически в Евангелии от Луки нам как бы дана подсказка, что это означает.

«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него (Луки 21:20,21)». У Луки сказано четко и определенно, когда увидите Иерусалим окруженный войсками, знайте. То есть люди прекрасно могли понять, что приблизилось запустение Иерусалима. Но прежде они должны увидеть собственными глазами как языческие войска окружают Иерусалим и как нам это увязать с пророчеством Даниила. Откроем книгу пророка Даниила. «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего (Даниил 1:1,2)».

Навуходоносор и его языческое полчище окружает Иерусалим. Давайте посмотрим, что это означает для самого пророка Даниила и тех, кто изучает Священные Писания. А для этого откроем книгу Плач пророка Иеремии. «Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них (Плач Иеремии 1:17)». Когда враги окружают Иерусалим, чем делается Иерусалим, по словам пророка Иеремии? Он делается мерзостью. То есть смотрите, когда Господь говорит эти слова, он говорит эти слова непосредственно ученикам, давая заповедь, когда увидите Иерусалим окружённый войсками, знайте, что приблизилось запустение его. Но интересен тот факт, в 605 году до нашей эры Навуходоносор со своими войсками окружал Иерусалим и в глазах пророка Иеремии это мерзость.

Но при этом, если внимательно читать книгу пророка Иеремии, мы находим, Бог призвал Израиль, который отступил от истины, выйти навстречу Навуходоносору и пойти в плен в Вавилон. Я надеюсь, эта история всем нам известна. Здесь же, когда Иисус использует эту историю как аллюзию, он говорит, выходите из Иерусалима. Но ни в коем случае не дает указание идти в Вавилон. Он говорит, спасайтесь в горы. Это очень важный момент, чтобы мы строя свою веру на вернейшем пророческом слове вместе с Давидом могли сказать: вымыслы человеческие ненавижу, а слово Твоё люблю. Поэтому история Навуходоносора, который окружил Иерусалим в 605 году, легла в основу пророчеств о мерзости запустения.

«И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому‐то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Даниил 8:13,14)». Комментируя это пророчество, что означает опустошительное нечестие и каким образом это выражение привязано к мерзости запустения, о которой сказал Иисус, смотрим пророчество Даниила. «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Даниил 9:27)». Я понимаю, как сегодня теологи используют это пророчество, которое использует Иисус, Который пророчески предсказал падение Иерусалима в семидесятом году.

Они прилепляют это пророчество к любым обстоятельствам, которые сегодня происходят в этом мире. Мы, как люди Библии, полностью зависим от Бога и Его вернейшего пророческого слова. Мы не можем вносить в текст своих идей. Мы понимаем, что мерзость запустения приведет этот мир к опустошительному нечестию. Для этого есть иллюстрация. Царь Навуходоносор, который разрушил святилище и потом навязал свою религию. Дал новые имена Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии и назначил им пищу. Смотрите, какой смысл скрывается за этим выражением. Сатане сначала нужно разрушить основание настоящей истины о небесном Первосвященнике, Который находится в небесном святилище и после этого он дает новые имена и навязывает пищу с царского стола. То есть со стола Вавилона. Поэтому Даниил, Анания, Мисаил и Азария служат для нас образом верного остатка.

Они пожелали в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского. Теперь посмотрим еще один момент, который поможет нам сделать вывод в отношении этого выражения. «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения (Даниил 11:31)». Заметили, когда берет свое начало мерзость запустения? Сатана разрушает храм. Он так уже делал руками царя Навуходоносора, когда Бог предал Иоакима в руки царя Навуходоносора. То есть люди не сделали никакого вывода. Он разрушает могущество святилища и ставит мерзость запустения, которое приводит к опустошительному нечестию. Но есть остаток. Но самое главное пророчество, которое мы прочитали в Евангелие от Матфея, мы должны исследовать в ключе книги пророка Даниила.

То есть, мерзость запустения берет свое начало не с 538 года, как принято считать некоторыми теологами, которые обманули себя и других, отвлекая нас от самого главного. Они сказали, что с 538 года следует отсчитывать мерзость запустения. Мы же из текста видим, отсчитывать надо от того события, когда будет разрушено земное святилище. Земное святилище было разрушено не в пятьсот тридцать восьмом году, а в семидесятом году. А также мы знаем, что католическая система не прекращала ежедневную жертву. Это сделал языческий Рим. Вначале это сделал царь Навуходоносор, разрушив иерусалимский храм и таким образом прекратив ежедневную жертву, которая совершалась в иерусалимском храме. Иеремия отмечает это как начало мерзости запустения. Сион простирает руки своих к Богу, но утешителе нет. Господь дал повеление об Иакове окружить Иерусалим, он сделался мерзостью.

То есть, когда появляются языческие войска вокруг Иерусалима, приблизилось запустение его. Поэтому когда мы читаем текст, мы понимаем, что мы не можем взять текст из общего контекста и прилеплять его как нашей душе угодно. Раз мы исследуем Писание, мы должны посмотреть, как это выглядит в общем библейском контексте. Нам к этим буквальным историям следует относиться как к образам. Это когда-то было буквально. Но все что было написано прежде, оставлено нам как пример, как образы. Есть буквальная мерзость запустения, ведущая к опустошению, а есть духовная мерзость запустения, которая опустошает настоящую веру в настоящую истину. И в конце книги пророка Даниила речь пойдет о тех, у кого опустошительное нечестие и о тех которые подобно Даниилу решили не оскверняться яствами со стола царского. У них никогда не было опустошительного нечестия.

Ведь Иисус сказал, когда Он придет на землю, найдет ли веру на земле? Вроде все верующие. Но во многих будет пустота. А будут люди, которые сохранят библейскую веру вплоть до второго пришествия Иисуса Христа. «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (Даниил 12:10)». У остатка всегда будет свет. У них всегда будет истина. Но они будут переплавлены в искушении. А нечестивые люди, которые не хотят терпеть за слово Божие, не уразумеет никто. Теперь нам интересно выражение, которым заканчивается книга пророка Даниила. «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (Даниил 12:11,12)».

Люди игнорируют это выражение. Они сразу хотят посчитать, что означает 1290 дней и что означает 1335 дней? При этом они пренебрегают ключевым выражением. Если рассматривать эти слова в ключе книги пророка Даниила, когда была прекращена ежедневная жертва и поставлена мерзость запустения? «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения (Даниил 11:31)». Поэтому как бы оно там ни было, мы сегодня не говорим о датах. Если уже отсчитывать 1290 дней и 1335 дней, мы должны отсчитывать от семидесятого года. Нравится ли нам это или не нравится, сделать вывод по этим датам сегодня практически составляет серьезную проблему. Мы поговорим об этих датах, но на отдельной теме. Хорошо? Раз есть даты, то мы с ними должны учиться работать. Их никто не отвергает.

Но что они означают для Даниила, мы должны узнать? Поэтому посмотрите в целом, какой вывод можно сделать по этому выражению. Вроде бы выражение мерзость запустения и опустошительное нечестие исполнились в семидесятом году. Для Даниила это было в 605 году до нашей эры. Все буквальные библейские истории для нас, по словам апостола Павла, служат как образы. Заметьте, что когда увидите Иерусалим окруженный войсками, знайте, что приблизилось запустение его. А разве после тысячелетнего царства мы не наблюдаем подобные картины. Давайте откроем книгу Откровение и посмотрим не торопясь, не колеблясь умом, а просто сравним ключевые выражения.

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр.20:7-10)». Что сделают нечестивые после тысячелетнего царства? Они окружают город возлюбленных и стан святых. То есть сатана, как действовал в прошлом, так он попытается сделать и в будущем. Но здесь мы видим, что огонь останавливает мерзость запустения. Сатана постоянно пытался, пытается и будет пытаться поставить мерзость запустения на святом месте, чтобы привести человечество к опустошительному нечестию. Слава нашему Господу за Его милость!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *